Регистрация права на землю.

Земельные вопросы, как всегда, остаются актуальными. Главным вопросом остается регистрация права собственности на земельный участок. Государственная регистрация вещественных прав на имущество и их ограничений с 12 февраля 2014 года осуществляется по новой процедуре, которая должна способствовать предоставлению качественных административных услуг как юридическим, так и физическим лицам.

Не приватизированный земельный участок технически купить не возможно. Нотариус, для того, чтобы удостоверить договор купли-продажи земельного участка, будет требовать от продавца документ, который подтверждает право собственности на земельный участок. До 1 января 2013 года – это государственный документ на право собственности, а после 2013 года – свидетельство о праве собственности. Если не было приватизации земельного участка, то не было и соответствующих документов.

Услуги государственного регистратора по регистрации прав на землю – http://gosregistrator.com/

Не приватизированный земельный участок необходимо приватизировать, чтобы иметь право собственности на него.

У нотариуса, возможно, оформить покупку дома, который находится на земельном участке садового общества какой-то площади. Иногда участки в, дачных обществах садовников или кооперативах оформляются, как продажа членства в этом обществе. Тогда оформляется выход одного члена и вступление другого члена в общество с закреплением за ним земельного участка. В этом случае нотариального удостоверения не предусматривается, потому что это происходит в соответствии с Уставом общества.

Рассмотрим следующий вопрос.

Может ли арендатор приватизировать арендованный земельный участок целевое назначение которого неизвестно?

Теоретически, гражданину Украины, возможно приватизировать любой земельный участок. Если земельный участок находится в аренде, то никто не может посягнуть на него, и не может приватизировать его пока участок находится в аренде. При приватизации арендованного участка нужно обратить внимание на его целевое назначение. Это очень важно, потому что безвозмездно граждане Украины могут приватизировать не любые земли. В соответствии со ст.121 Земельного кодекса Украины гражданам установлены нормы безоплатной передачи земельных участков из земель государственной или коммунальной собственности в таких размерах:

а) для ведения фермерского хозяйства – в размере земельной доли (пая), определенной для членов сельскохозяйственных предприятий, расположенных на территории сельского, поселкового, городского совета, где находится фермерское хозяйство. Если на территории сельского, поселкового, городского совета расположено несколько сельскохозяйственных предприятий, размер земельной доли( пая) определяется как средний по этим предприятиям. В случае отсутствия сельскохозяйственных предприятий на территории соответствующего совета размер земельной доли (пая) определяется как средний по району;

б) для ведения личного крестьянского хозяйства – не больше 2,0 гектара;

в) для ведения садоводства – не больше 0,12 гектара;

г) для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок) в селах – не больше 0,25 гектара, в поселках – не больше 0,15 гектара, в городах – не больше 0,10 гектара;

г) для индивидуального дачного строительства – не больше 0,10 гектара;

д) для строительства индивидуальных гаражей – не больше 0,01 гектара.

Размер земельных участков, которые передаются безвозмездно гражданину для ведения личного крестьянского хозяйства, может быть увеличен в случае получения в натуре (на местности) земельной доли (пая).

Размер земельного участка, который передается безвозмездно гражданину в собственность в связи с приобретением им права собственности на жилой дом, не может быть меньше, чем максимальный размер земельного участка соответствующего целевого назначения.

Процедура изменения целевого назначения земельного участка возможна в соответствии со ст.20 Земельного кодекса Украины.

Отнесение земель к той или другой категории осуществляется на основании решений органов государственной власти, и органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями.

Изменение целевого назначения земельных участков осуществляется за проектами землеустройства относительно их отведения.

Изменение целевого назначения земельных участков частной собственности осуществляется по инициативе владельцев земельных участков.

Изменение целевого назначения земельных участков частной собственности осуществляется:

-относительно земельных участков, расположенных в пределах населенного пункта, – сельским, поселковым, городским советом;

-относительно земельных участков, расположенных за пределами населенных пунктов, – районной государственной администрацией .

Виды использования земельного участка в пределах определенной категории земель (кроме земель сельскохозяйственного назначения и земель обороны) определяются ее владельцем или пользователем самостоятельно в пределах требований, установленных законом к использованию земель этой категории, с учетом градостроительной документации и документации из землеустройства.

Земельные участки сельскохозяйственного назначения используются их владельцами или пользователями исключительно в пределах требований относительно пользования землями определенного вида использования.

Земельные участки, которые принадлежат к землям обороны, используются исключительно по закону Украины “Об использовании земель обороны”.

Изменение целевого назначения особенно ценных земель допускается лишь для размещения на них объектов общегосударственного значения, дорог, линий электропередачи и связи, трубопроводов, осушительных и оросительных каналов, геодезических пунктов, жилья, объектов социально-культурного назначения, объектов, связанных с добычей полезных ископаемых, нефтяных и газовых скважин и производственных сооружений, связанных с их эксплуатацией, а также в случае отчуждения земельных участков для общественных потребностей или с мотивов общественной необходимости, отнесения земель, в естественно-заповедный фонд и другое природоохранное назначение, земли историко-культурного назначения.

Основания приобретения права на землю из земель государственной и коммунальной собственности определены ст.116 Земельного кодекса Украины.

Граждане и юридические лица приобретают право собственности и права пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных Земельным кодексом или по результатам аукциона.

Приобретение права собственности гражданами и юридическими лицами на земельные участки, на которых расположенные объекты, которые подлежат приватизации, происходит в порядке, определенном статьей 128.

Приобретение права на землю гражданами и юридическими лицами осуществляется путем передачи земельных участков в собственность или предоставление их в пользование.

Безоплатная передача земельных участков в собственность граждан осуществляется в случае:

а) приватизации земельных участков, которые находятся в пользовании граждан;

б) получение земельных участков в результате приватизации государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций;

в) получение земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности в пределах норм безоплатной приватизации, определенных Земельным кодексом.

Передача земельных участков безвозмездно в собственность граждан в пределах норм, определенных Земельным кодексом, осуществляется один раз по каждому виду использования.

Земельные участки, которые находятся в собственности или пользовании граждан или юридических лиц, передаются в собственность или пользование по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления лишь после прекращения права собственности или пользования ими в порядке, определенном законодательством.

* сайт Держземагентства Украины – www.land.gov.ua

Регистрация права на землю в Крыму.

На сегодняшний день не решен очень важный вопрос признания российским государством права собственности на земельные участки, которые находятся в собственности населения Крыма, которые были и оформлены в соответствии с украинским законодательством.

Услуги по регистрации недвижимости в Крыму – http://est.yalta.ua

Вопрос аннексии Крыма российским государством фактически руководствовался не интересами граждан, а как сделать это как можно быстрее. В общем, если у человека возникло право собственности, то он может в дальнейшем этой собственностью пользоваться и распоряжаться. Но российская власть говорит о так называемой “национализации”. В действительности здесь идет речь не о “национализации”, а об “экспроприации”.

* национализация – это возвращение в государственную собственность путем выкупа

В Крыму представители российской власти говорят фактически о безоплатной экспроприации. Вопрос в том, или попадут под эту экспроприацию только объекты государственной собственности Украины, или возможно и объекты территориальных общин, или объекты частной собственности никто не знает. Компании энергетической, нефтегазовой, электроэнергетической сферы, компании связанные с портами – это преимущественно приватизированные компании в которых есть частные собственники, и вот их сейчас пытаются национализировать.

Вопрос прописки – рисковый вопрос. Человек, который не проживает в Крыму, т.е. не зарегистрирован, рискует намного больше, потому что он не может непосредственно там защищать свою собственность. Многие люди, которые имеют в Крыму земельные участки, квартиры, дома очень хотели бы их сейчас продать. Но это невозможно. Не только потому, что рынок замер, нет спроса, но и еще потому, что не понятна процедура оформления. Украинским законам не дают действовать, а российские законы там еще не действуют.